Киссас ул анбиё» Насиреддина Бурханиддина Рабгузи в контексте объявления ислама государственной религией Золотой Орды

Авторы

  • Alimjan Khamraev Институт литературы и искусства имени М.О. Ауэзова

Аннотация

Аннотация. В данной статье уделяется внимание  историко-культурной и духовной миссии выдающегося  религиозного деятеля Золотой Орды Насиреддина Бурханидина Рабгузи, жившего в конце ХШ-начале ХIV вв. Рассматривается общественно-политическое значение его произведения  «Киссас ул анбиё» в контексте признания ислама государственной  религией Золотой Орды. Установление единой власти и единых законов на  огромной территории было обусловлено разнообразием рас и языков, общественно-культурных и религиозных представлений народов.  Перед Рабгузи стояла задача убедить различные народы с иными религиозными верованиями в верности исламской позиции вопросов сотворения мира и Вселенной. В эпоху становления Золотой Орды Рабгузи сумел доходчиво и аргументированно объяснить генезис возникновения понятия «Илаһ» - сущего (бытия). Произведение «Киссасул анбиё»  отчетливо указывает на высокий авторитет Рабгузи. В Хорезме ему доверили толкование текста священного Корана. Политико-конфессиональный  заказ и поручение ханского  двора – есть главное условие появления его исторического произведения «Киссасул анбиё» («Повествование о пророках»), рукописи которого были распространены среди тюркоязычных народов,  во всех мечетях и медресе огромной территории средневекового государства.

Ключевые слова. Рабгузи, Золотая Орда, ислам, мифы, тюрки, миссия, духовность, суфизм, сотворение мира.

Загрузки

Опубликован

2022-03-30

Выпуск

Раздел

Методология, Всемирная история