Киссас ул анбиё» Насиреддина Бурханиддина Рабгузи в контексте объявления ислама государственной религией Золотой Орды
Аннотация
Аннотация. В данной статье уделяется внимание историко-культурной и духовной миссии выдающегося религиозного деятеля Золотой Орды Насиреддина Бурханидина Рабгузи, жившего в конце ХШ-начале ХIV вв. Рассматривается общественно-политическое значение его произведения «Киссас ул анбиё» в контексте признания ислама государственной религией Золотой Орды. Установление единой власти и единых законов на огромной территории было обусловлено разнообразием рас и языков, общественно-культурных и религиозных представлений народов. Перед Рабгузи стояла задача убедить различные народы с иными религиозными верованиями в верности исламской позиции вопросов сотворения мира и Вселенной. В эпоху становления Золотой Орды Рабгузи сумел доходчиво и аргументированно объяснить генезис возникновения понятия «Илаһ» - сущего (бытия). Произведение «Киссасул анбиё» отчетливо указывает на высокий авторитет Рабгузи. В Хорезме ему доверили толкование текста священного Корана. Политико-конфессиональный заказ и поручение ханского двора – есть главное условие появления его исторического произведения «Киссасул анбиё» («Повествование о пророках»), рукописи которого были распространены среди тюркоязычных народов, во всех мечетях и медресе огромной территории средневекового государства.
Ключевые слова. Рабгузи, Золотая Орда, ислам, мифы, тюрки, миссия, духовность, суфизм, сотворение мира.