ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ И НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Ключевые слова:
Наркомпрос, светское образование, школа, учебник, ученик, интеллигент, учитель, система, план.Аннотация
Аннотация. В статье рассматриваются коренные изменения в сфере образования, начавшиеся с установлением Советской власти в Казахстане, а так же рассматривается роль Народного комиссариата просвещения Казахстана в активной реализации светской системы образования. Народный комиссариат просвещение ставит вопрос о решениях и конкретных планах работы по решению насущных вопросов, таких как строительство школ, учебники и нехватка кадров в соответствии со светской системой образования в Казахстане. В статье анализируются позиции большевиков, выступавших за введение в Казахстане системы светского образования, и их взгляды, такие как игнорирование преемственности национальной идеологии и образовательных традиций. В частности, деятельность медресе, действовавших на казахстанской земле до Октябрьской революции, была запрещена и считалась ограниченной как религиозное образование. Аналогичные ограничения применялись и к русскотолерантным школам, которые начали действовать при царской России. Не секрет, что светская система образования имеет множество преимуществ. Однако его первых трудностей в Казахстане было немало. Особенно это было тесно связано с неспособностью казахского народа мобилизовать своих детей на регулярные школьные занятия из-за их кочевого скотоводства. Также был высокий спрос на учебники казахского языка и специалистов со специальным образованием. Именно Народный комиссариат просвещения решал эти насущные вопросы и обеспечивал планомерность работы в этой области.