КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В КАЗАХСТАНЕ: ЦЕЛИ, МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ

Авторы

  • aizhan kapayeva Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова

Ключевые слова:

советская культура, образование, культурная политика, казахская интеллигенция, цензура, наследие народа, казахский эпос.

Аннотация

Политика культуры советского государства в национальных
регионах была в целом неоднозначной и противоречивой. Нельзя свести все,
что было сделано в области культуры в Казахстане в советский период только к
положительным или только к негативным результатам. Необходимо объективно,
всесторонне, комплексно рассмотреть цели, методы и результаты этой политики.
С одной стороны, советская культура в Казахстане развивалась быстрыми темпами
– строились школы, высшие учебные заведения, театры, музеи, преодолевалась
неграмотность как среди детей, так и взрослого населения. Бесплатное образование
во всех звеньях – от средней школы до вуза. Нельзя отрицать очевидного –
советская культура достигла расцвета. Все эти меры были направлены для
становления и развития советского человека, с интернациональным менталитетом,
благодарного власти за то «светлое» что принесла революция и советская власть.
С другой стороны, насаждалась теория того, что до Октябрьской революции
казахский народ был неграмотен, не имел своей национальной культуры, был
раздираем феодальными пережитками. Для всеобщей интернационализации
народа применялись разнообразные методы – русификация, подавление всего
национального в сознании казахов, вплоть до фальсификации многовекового
культурного наследия народа, а также литературы, истории. В итоге два поколения
казахов оказались оторванными от своих национальных корней, истории и
литературы. Казахский язык был низведен до бытового языка. Культура советского
периода – сложная диалектическая целостность, но она никогда не была единым
монолитом. Противоречивость присуща и всей системе, и ее элементам. Нужен
серьезный анализ ее удач, поражений, ошибок и исканий.

Загрузки

Опубликован

2019-09-30

Выпуск

Раздел

В ПОТОКЕ ИСТОРИИ