САДУАКАС ГЫЛМАНИ КАК ИСТОРИК
DOI:
https://doi.org/10.51943/2710-3994_2023_26_1_15-29Ключевые слова:
Казахская исламская литература на арабском шрифте, история традиционного ислама, исламская цивилизация в царский и советский периоды.Аннотация
Введение. В статье вводится в научный оборот большой корпус новых источников по истории исламской культуры в Казахстане. Цель и задачи исследования состоят в восстановлении былой целостности архива, библиотеки и авторских копий произведений СадуакасаГылмани, общественного и духовного деятеля, историка, писателя, поэта и переводчика. Государственные фонды, частные коллекции, носители устной информации были изучены на предмет наличия в них достоверной информации о личности и творчестве этой важной фигуры в новой интеллектуальной историистраны. Гылмани сумел зафиксировать и сохранить важные, аутентичные знания для изучения трех разных периодов в духовной истории – поздний царский период (1868–1917), когда казахские общины былилишены руководства муфтийата, под началом Духовного управления мусульман внутренней России и Сибири (1917–1936) иДуховного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (1943–1991). Припроведении исследования были использованы подходы и методы вспомогательных исторических дисциплин – эвристики, палеографии и кодикологии восточных рукописей, дипломатики, генеалогии. Результаты. В работе установлены три авторских реестра, включающих в себя названия 177 книг из библиотеки Гылмани, произведение атрибутирование более 60 произведений автора, изучены 10 государственных и частных коллекций, в которых рассредоточен его архив. Выводы. Обосновываетсяактуальность составления виртуального каталога архива, цифровизации всего содержимого архива, что послужит делу облегчения доступа к нему для исследований через обращение в интернет-портал и для подготовки, издания полного собрания сочинений Гылмани.