МАГИЯ В КАЗАХСКОМ МИРОВОЗРЕНИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, СТРУКТУРНЫЕ ОСНОВЫ, СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ
DOI:
https://doi.org/10.51943/2788-9718_2023_26_3_662-675Ключевые слова:
ислам, магия, колдовать, молитва, знахарь, бахсы, традиция, сглаз, проклинать, дух, суфизм, эзотерика, мистика, казахское мировоззрениеАннотация
Введение. В статье на основе принципа системности и структурнофункционального подхода изучается магия казахского народа, ее виды и структура. Феномен магии рассматривается в широком смысле и с точки зрения рационального мышления. Цель и задачи исследования. При анализе проблемы учитывалось отношение к магии в общественном сознании в прошлых верованиях и современных представлениях. Рассматривая магию как общее концептуальное понятие, в ходе анализа ее структурных оснований была выявлена семантико-логическая дифференция понятий, в основном родственных и изоморфных. В частности, за основу были взяты такие важные ключевые понятия как гипноз, магия, знахарь и др. Методы и материалы. Авторы, руководствуясь магическими опытами, на основе работ зарубежных и отечественных ученых по магии классифицировали ее структуру, происхождение, исламские и шаманские основы, средства воздействия, объекты и субъекты. В то же время были приложены усилия, чтобы различить современный облик магии и ее негативные и позитивные, фальшивые и реальные стороны, мифологию и идеалы, выделить социальные влияния и предложить эмпирические ориентиры для будущих перспектив исследований. Результаты. В статье рассматривается в качестве концепта магия, существующая в рамках казахского мировоззрения, проанализированы связанные с ней понятия, подробно показаны их логико-семантические аспекты и взаимосвязи. Уделено внимание традиционным условиям существования магии и ее методам, ее проявлениям в социальном понимании и трансформации в современном общественном сознании. Выводы. Уточнена структурная система магии, включая ее процессуальные проявления, субъекты и объекты. Предпринята попытка систематизировать современную магию и магию в истории казахского народа, то есть показать ее хронологический характер по типам верований, до и после утверждения Ислама. В целом содержательные стороны магии анализировались на основе универсальных характеристик, профессиональной и непрофессиональной, с точки зрения положительных (народная медицина, сакральность, экспрессивно-эмоциональное состояние речи) и отрицательных сторон человеческой жизни (злоориентированной, доброжелательной, нейтральной)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Отан тарихы - Отечественная история
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.