РЕНЕССАНС И ОБРАЗ ЦАРИЦЫ ТОМИРИС

Авторы

  • М.С. Тухтаева

DOI:

https://doi.org/10.51943/2710-3994_2024_27_1_5-20

Ключевые слова:

Томирис, массагеты, Центральная Азия, античность, Геродот, Западная Европа, Ренессанс, «девять достойных»

Аннотация

Введение. В статье рассматривается вопрос репрезентации образа центральноазиатской царицы Томирис в изобразительном искусстве эпохи Возрождения. Цель и задачи. Прежде всего, дается историографический обзор научной литературы по данной тематике для выявления особенностей характера культуры эпохи Возрождения, включавший ее светскость, гуманизм и интерес к античности. Далее, проводится искусствоведческий анализ картин художников эпохи Возрождения, изображавших Томирис. Результаты. Связанные с Томирис сюжеты в картинах европейских художников не столько являлись иллюстрациями к событиям древней истории, сколько передавали определённые социально-политические и моральные идеалы, которым придавалось первостепенное значение в эпоху Возрождения. Образ Томирис являлся светской аллегорией справедливой власти и лучших качеств монарха, а также примером благородной женщины. Выводы. Анализ изобразительного материала и письменных источников показывает, что Томирис не рассматривалась, как воплощение жестокой мести, скорее, она воспринималась положительно, как символ справедливого возмездия и как героиня. Именно благодаря положительным ассоциациям в XIV веке образ Томирис вошел в состав «девяти доблестных женщин».

Загрузки

Опубликован

2024-03-25