АРАБОПИСЬМЕННЫЕ ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ НЕКРОПОЛЯ «АБАТ-БАЙТАК» КАК ЯЗЫКОВО-КУЛЬТУРНЫЙ ИСТОЧНИК ПОСТЗОЛОТООРДИНСКИХ ОБЩЕСТВ

Авторы

  • А.К. Муминов
  • Б.Д. Дюсенов
  • Д.Е. Медерова

DOI:

https://doi.org/10.51943/2788-9718_2024_27_2_514-528

Ключевые слова:

Эпиграфика, надмогильные памятники, стела, арабописьменные тексты, исторические личности, «Абат-Байтак», Актобе, Кобда

Аннотация

Введение. Арабописьменные эпиграфические памятники на территории Казахстана остаются историко-духовным феноменом общества постзолотоордынского периода. Эти памятники по жанровым особенностям, научной ценности и историко-духовному значению должны быть выделены в мировой науке как наследие всей Центральной Азии и мусульманского мира. Цель и задачи. Популяризация арабописьменных текстов надмогильных памятников некрополя «Абат-Байтак и введение его в научный оборот, выполняя задачи, как чтение и расшифровка арабского текста, перевод, фотофиксация, нумерация и т.д. Материалы и методы. Надмогильные памятники с арабскими надписями некрополя «Абат-Байтак», расположенного в Кобдинском районе Актюбинской области. При изучении эпиграфических памятников использовались исторические, описательные, филологические, палеографические, текстологические, хронологические, этнолингвистические и сравнительные методы исследования. Результаты. В некрополе «Абат-Байтак» обнаружено 242 надмогильных памятников. Все арабописьменные эпитафии надмогильных паиятников переведены на современную казахскую письменность, известны имена 4 мастеров-резчиков. Люди каждого рода в могильнике похоронены параллельно, рядом, по соседству. Наибольшее количество камней (140 камней) здесь принадлежит роду Табын, 24 камня – Кете, 11 камня – Ожыраю, 19 камня – Шурену 9 камня – Каракесеку, 5 камня – Шекти, 2 камня – Кердери, 2 камня – Ходже, 2 камня – Уаку, 2 камня – Таме, 2 камня – Шомекею, 1 камень – Алаше, 1 камень – Адаю, 1 камень – роду Жарты. Остальные 9 камней не читаются и без тамги. Самый старый камень датируется 1783 годом, самый новый – 1961 годом. Самая высокая стела – 285 см, принадлежит к племени Жарты, рода Шурен. Выводы. Арабописьменные эпиграфические памятники некрополя «Абат-Байтак» – исторический источник, в котором собраны традиции и культура народа постзолотоордынской эпохи. Общее количество надмогильных памятников было определено, переведено на современный казахский язык, введено в научный оборот и впервые включено в историческую науку как новый источник.

Загрузки

Опубликован

2024-06-20

Выпуск

Раздел

Археология, Этнология, Антропология