ХХ ғ. БАСЫНДА ЖОҒАРЫ ОҚУ ОРЫНДАРЫНДА БІЛІМ АЛҒАН ҚАЗАҚ СТУДЕНТТЕРІ: «ҚАЗАҚ» ГАЗЕТІ НЕГІЗІНДЕ

Авторы

  • Б. Темирханов
  • М. Муталиев
  • Е. Сауыркан

DOI:

https://doi.org/10.51943/2788-9718_2025_28_2_510-519

Ключевые слова:

Казахская интеллигенция, высшее образование, газета «Казах», казахские студенты, начало XX века

Аннотация

Введение. Социально-культурное развитие и цивилизационный импульс казахского общества начала XX века были напрямую связаны с получением качественного образования молодым поколением. В этот период национальная интеллигенция продвигала идею о том, что образованность является не личным достижением, а основой прогресса всего народа. Материалы, опубликованные в газете «Казах», ярко отражают стремление молодежи к профессиональному образованию. Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является выявление стремления казахской молодежи к высшему образованию в 1913–1918 годах, а также анализ структуры общественной поддержки в этом направлении. Основными задачами стали: определение конкретных данных о студентах того времени, характеристика учебных заведений и специальностей, в которых они обучались, анализ системы стипендий и исследование географических особенностей. Результаты. В ходе исследования были собраны конкретные сведения о 36 студентах, информация о которых была опубликована в газете «Казах». Эти молодые люди получали образование в университетах и специализированных учебных заведениях. Наиболее часто выбираемыми направлениями стали медицина, юриспруденция и преподавание. Разнообразие источников стипендий и рост общественного меценатства свидетельствуют о сформировавшемся понимании коллективной ответственности за развитие образования. Вывод. Газета «Казах» выступала не только источником информации, но и интеллектуальной опорой национального образовательного движения. Публикуемые данные свидетельствуют о том, что процесс обновления казахского общества реализовывался через образование и являются ценным историческим источником для современных исследований.

Загрузки

Опубликован

2025-06-29