DEVELOPMENT OF EDUCATION AND ENLIGHTENMENT IN THE PRIIRTYSH REGION FROM THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY TO THE 1920S
DOI:
https://doi.org/10.51943/2788-9718_2025_28_3_638-649Ключевые слова:
Прииртышье, образование, просвещение, мектеб, медресе, ликбез, казахская интеллигенция, царская политика, советская властьАннотация
Введение. Актуальность статьи заключается в исследовании развития образования и просвещения в Прииртышье, что позволяет понять социальные и культурные процессы в регионе в переходный период от Российской империи к становлению Советской власти. Изучение этих процессов помогает выявить причины и факторы, определявшие уровень грамотности и доступность образования для населения Казахстана. Цель и задачи. Основной целью является анализ развития системы образования в Прииртышье во второй половине XIX – 20-х гг. XX века, включая политику царской и советской власти, а также роль казахской интеллигенции в этих процессах. Для достижения этой цели предполагается изучить традиционные формы обучения и определить их значение в регионе, проанализировать образовательную политику царской администрации в отношении казахского населения, оценить вклад национальной интеллигенции в развитие просвещения, рассмотреть изменения, произошедшие в первые годы советской власти, и провести сравнительный анализ образовательных систем дореволюционного и советского периодов в Прииртышье. Материалы и методы. Основными материалами являются архивные документы из Центрального государственного архива Республики Казахстан (ЦГА РК) и Государственного архива Павлодарской области (ГАПО), а также публикации и труды исследователей. Методы исследования: исторический анализ, сравнительный анализ и историко-типологический метод, позволивший сопоставить разные этапы развития образования. Результаты и выводы. Статья демонстрирует, что образовательный процесс в регионе был сложным и противоречивым. В царский период он характеризовался двойственностью: сосуществованием традиционных мусульманских школ и русско-казахских училищ, а также был ограничен колониальной политикой и дискриминацией. С приходом советской власти были предприняты масштабные усилия по ликвидации неграмотности, однако эти процессы сопровождались идеологическим давлением и нехваткой ресурсов. Несмотря на заявленные прогрессивные цели, обе системы были противоречивыми, но каждая внесла определенный вклад в формирование основ образования в Прииртышье.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Отан тарихы - Отечественная история

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.