СВЕТСКИЕ И МУСУЛЬМАНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ НА РУБЕЖЕ ХІХ–ХХ ВЕКОВ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Авторы

  • Г.К. Кенжебаев
  • К.М. Мурзаходжаев

DOI:

https://doi.org/10.51943/2788-9718_2025_28_3_812-826

Ключевые слова:

Джадидские учебные зведения, светское образование, историографический аспект, мусульманская система образования, просвещение, история, на рубеже ХІХ–ХХ вв.

Аннотация

Введение. После обретения независимости наша страна получила возможность заново проанализировать свой пройденный исторический путь и определить научные ориентиры для будущего. В период советской власти, во времена тоталитаризма все исследовательские темы, связанные с национальной историей, были под запретом цензуры, либо намеренно искажались в соответствии с уставами партии. Одной из таких тем была история возникновения и развития светских и мусульманских учебных заведений на территории Казахстана. Цель и задачи исследования. На современном этапе в сфере общественных наук растет интерес к вопросам социального, культурного и политического развития общества в прошлом и будущем. Поэтому важно рассмотреть с новой точки зрения историографию о светских и джадидских учебных заведений (от арабского слова «джадид» – «новый»), о просветительском движении, распространившееся в казахской степи во второй половине ХІХ – начале ХХ века. Результаты. В статье проанализированы опубликованные исследования по истории функционирования светских и мусульманских джадидских учебных заведений, разделенных по историографическому принципу на дореволюционные, советские и новейшие исследования. Современные исследования также рассматриваются как отечественные и ближне/дальнезарубежные историографии. Основное внимание уделяется достоинствам и недостаткам, сильным и слабым сторонам трудов собранных работ по данной теме. Выводы. Данная проблема имеет разные взгляды в повествовании в связи с господством политической власти, иногда представляются взаимопротивоположные точки зрения. В результате можно заметить, что джадидским учебным заведениям давали разные оценки, например их сравнивали с прогрессивными западными университетами, современными русскими учебными заведениями, или описывали как места, подрывающие единство государства, или как воспитателей фанатиков и т.д. А русско-казахские школы описываются как распространителей просвещения, спасителями темного необразованного народа. 

Загрузки

Опубликован

2025-09-30